В 1634 году по инициативе воеводы  Ждана Кондырева семь ссыльных семей были определены на левом берегу Енисея, недалеко от устья реки Ангары, которая в то время называлась Тунгуской. Населенный пункт получил название Усть-Тунгуска. Развитие ее происходило быстро. Уже в 1667 году стояла здесь церковь и деревня была многодворная. Для защиты поселения и соседних деревень от киргизов, которые периодически делали набеги, угоняя скот,  под руководством служилого человека Мартына Чаплицкого строится острог с башнями. К 1680 году к Усть-Тунгуске относится уже 14 деревень. В деревне было 50 дворов. Дальнейшее свое развитие она получила в 19 веке  с развитием золотопромышленности на Ангаре. Здесь даже заготовка сена местными жителями имела прямое отношение к экономическому развитию и являлась главным им подспорьем,так как сено поставлялось на золотые прииски. С одной стороны, местные крестьяне, ремесленники, мелкие торговцы, обслуживая прииски, имели приработок, с другой - теряли навык в земледелии. Золотая промышленность породила и такие явления как пьянство, преступность, заболеваемость. Золото оттянуло на себя большую часть рабочей силы губернии, преимущественно от сельского хозяйства, пишут историки и исследователи.  Но как раз в это период Усть-Тунгуска становится одним из самых зажиточных и богатых сел Енисейского уезда.
            В кратком описании приходов Енисейской епархии за 1916 год написано : «Место ровное, таежное; климат нездоровый ввиду массы болот и озер. В приходе пять деревень: Каргино, Сотниково, Абалаково, Галкино, Поповщина. Село расположено по Енисейско-Красноярскому тракту. Храм в приходе один, каменный, однопрестольный во имя Нерукотворного Образа Христа Спасителя, построен в 1829 году. Церковь имеет достаточно полную и содержательную библиотеку.... Население прихода коренные сибиряки, часть ссыльных поселенцев и каторжан. Жители занимаются извозом, рыболовством, звероловством и отхожими промыслами...». Усть-Тунгуская церковь была одной из немногих в уезде, где проводились  крещения, бракосочетания, велись актовые записи о рождении, браке и смерти.
            В 1920 году в списке населенных мест Енисейского уезда значится  « село Усть- Тунгузское ( было раньше такое написание), резиденция Рязановская и Шушляевская». Видимо, речь идет о так называемых базах золотопромышленников, которые там еще оставались. Был такой золотодобытчик в Южной тайге (Мотыгиский район) — Рязанов и К. Надо отметить, что и в  20-е-30-е годы прошлого столетия часть населения кормилась около добычи золота. В годовом отчете школы за 1927-1928 год учитель, описывая жизнь села, сообщает, что «часть населения занимается подрядами по заготовке пароходских дров ( для пароходных топок), а  другие уходят на заработки в тайгу». И далее: «... население живет бедно. Нет основного вида сельского хозяйства, так как хлебопашеством занимаются слишком мало. Главная причина этого - отдаленность пашен от деревни. Животноводство, которое здесь могло бы развиваться,занимает второстепенную роль. Хлеб населением покупается из потребкооперации. Деревня плохо обеспечена сельскохозяйственным инвентарем. Общественных учреждений в деревне 7, а именно:  сельсовет, крестком (крестьянский комитет),  отделение кооперации,  школа, фельдшерский пункт, маслоартель и красный уголок... Начинает втягиваться в общественную жизнь женщина, и ее участие имеет место почти во всех организациях.  Число дворов 65, количество человек 339, из них мужчин 163, женщин 176. Характерные черты быта, свойственные сибирской деревне - малокультурность населения. Следствием темноты являются вера в бабушек и знахарей и суеверия...».  В 1927 году  сельский Совет, заслушав  доклад заведующего фельдшерским пунктом,  работу признал удовлетворительной, но мероприятия по санитарно-просветительной  предупредительной работе слабой .И рекомендовал « в целях борьбы со знахарством обратить серьезное внимание зав. пунктом  на необходимость выявления знахарок и доведения до сведения сельсовета».
            Школа в селе была 1 ступени- трехклассная. Открыта, как пишет педагог, около 100 лет назад (отчет 1926 года). Вероятнее всего, это была вначале церковно-приходская школа. Здание отремонтировали в 1926 году. Учитель на селе и школа - это центр культуры, борьбы за новую жизнь.  Усть-Тунгуские школьники « путем  агитации и вывешивания лозунгов  вели борьбу со сквернословием и хулиганством. Путем чтения, бесед с домашними дети вели агитацию за открытие в Усть-Тунгуске кооперации и маслоартели.  Агитировали за улучшение санитарного состояния деревни...». Сами приучались к труду, при школе имелся огород, на котором ребята выращивали овощи.
            Требования нового времени и новой власти, отчасти и агитация детей сыграли свою роль.  Жители Усть-тунгуски стали  одними из первых в деле кооперации, вступив в 1926 году  в «Каргинское машинное товарищество». В товарищество   вошли в основном середняки, которые  были  довольно зажиточные. Районом  деятельности  товарищества были селения Каргино, Савино, Сотниково,  Усть-Тунгуска, Накладовка, Стрелка, Коновщина.  Кооперативное товарищество учреждалось для « совместного приобретения и использования сельскохозяйственных машин и орудий». Кроме того намечалось эксплуатировать маслобойню и мельницу. На общем собрании граждан села в октябре 1929 года было решено отправить в Енисейск к 25 октября  ( День Октябрьской революции по старому стилю) Красный обоз с хлебом. Были жители села среди первых и в ходе объявленной сплошной коллективизации.  Имеется в документах за 1930 год список граждан, вступивших в  Усть-Тунгуский колхоз с обобществлением имущества: «19 человек со всеми «едоками», всего 80 человек». Назвали колхоз «Рассвет». Просуществовал он недолго. В 1931 году был образован  промколхоз «Труженик». Промысловый  колхоз – это добровольное кооперативное объединение крестьян, сочетавших сельскохозяйственное производство с занятием кустарными промыслами. Было в «Труженике» небольшое кирпичное производство. Рассматривался вопрос об открытии пошивочной мастерской. Занимались, конечно, и сельскохозяйственными работами: посевами, хлебоуборкой. Дополнительным заработком оставался все тот же извоз. Так, например, в  марте 1933 года колхозниками было принято решение о выделении гужевой рабочей силы для грузоперевозок от Енисейска до Брянки (Северо-Енисейский район)  «Нифантьевсому агентству Золотопродснаба, бывшая Старонифантьевская дорога», в количестве 15 лошадей. В  начале 1933 года коллективное хозяйство  переименовали в «Таежник». Была организована небольшая рыбацкая  артель
« в количестве.Занимались полеводством, животноводством, переработкой молока; имелась кузница.
            В начале 1937 года  было  проведено общее собрание граждан села Усть-Тунгуски, на котором рассматривался вопрос о неуплате местного налога  за церковь. Община верующих насчитывала тогда уже всего 5 человек, сказалась  ярая антирелигиозная кампания. Содержать храм было непросто. Собрание постановило : « Просить Енрайисполком расторгнуть договор с общиной верующих, а здание церкви использовать для общего блага народа под клуб и просить райисполком выделить средства для оборудования здания из бывшей церкви в культурный клуб.». Были даже составлены списки лиц, « отказавшихся от  Усть-Тунгуской церкви, то есть не верующих в церковь», с подписями. В списке верующих, желающих отстоять и содержать церковь, было 6 человек. Составили опись церковного имущества на 140 с лишним предметов. В 1938 году церковь закрыли. Неизвестно, как ее использовали, сколько она еще простояла, но разрушена была впоследствии полностью.
            В настоящее время Усть-Тунгуска продолжает жить, в отличие от Каменска, и относительно успешно. Все-таки ее местоположение на «тракте»  играет в этом немалую роль. Здесь был проведен в 2010 году первый праздник ухи -«Сибирская уха».Он прошел на рыбной заимке. "Заимка Рыбная» - это теперь  местная туристическая достопримечательность, которая манит гостей ухой и другими рыбными яствами, симпатичными домиками на берегу, каждый из которых имеет своё имя, рыбалкой, охотой. Сотрудники "Заимки Рыбной" организуют пикники, купания, рассказывают сибирские истории и легенды. Жители деревни славятся богатыми урожаями овощей, которые можно купить, проезжая по дороге.
            5 октября 2014 года в Усть-Тунгуске была освящена построенная деревянная одноглавая однопрестольная церковь  во имя святого мученика Василия Мангазейского - первого святого Сибири.  В дар новоосвященный храм получил икону Василия Мангазейского с частицей мощей святого и напрестольное Евангелие...
Источники:Ф.Р-26.Оп.1.Д.1,6. Ф.Р-56.Оп.1.Д.10.Л.75. Ф.Р-98.Оп.1.Д.Ф.Р-110.Оп.1.Д.1. Л.11-13.  Ф.Р-162.Оп.1.Д.46.
Библиотечный фонд. Бондаренко А.М. Из прошлого в будущее. 80 лет Енисейскому району. Красноярск,   2005 - С.330.
Информационный материал. «Краткое описание приходов Енисейской Епархии».Репринтное воспроизведение издания 1916 года. Красноярск,1995.
 
 
Директор МКУ
«Енисейский районный архив»                             Л. Соломенцева